Самодельная электросистема на велосипед: ближний и дальний свет

Самодельная электросистема на велосипед

Когда нет практического опыта, но хочется сделать самостоятельный свет на велосипеде или автомобильном прицепе, необходимы минимальные навыки работы с электрикой, простые инструменты и доступные материалы. Универсальная система освещения должна быть функциональной, дешевой, ориентированной на конструкцию конкретного байка. Также она должна отвечать требованиям экономичности, легкости обслуживания и ремонта, быть портативной и надежной.
От освещение прицепа монтируется по-разному в зависимости от автомобиля. К примеру, от американца провести свет на прицеп будет сложновато — задние габариты выполняют и функцию стоп-сигналов, и поворотников, и света заднего хода. Нужных проводов просто не найти. Чтобы правильно установить систему освещения на прицеп, следует знать несколько электротехнических тонкостей.

Закупка оборудования

В качестве переднего светового элемента для велосипеда можно использовать обычную лампу 25W с большим цоколем, либо лампу 5W с большим цоколем, либо 3W — с малым. Можно использовать старые советские противотуманки, фару от легкого мотоцикла, или купить 2 автомобильных светодиода. Кроме передней фары, понадобится и задний габарит красного цвета.
Источником питания может служить обычный генератор-динамка или мотоциклетная свинцовая батарея на 12 В. Подойдет и блок батарей NiCd. Однако последний вариант слишком дорогой. Генератор-динамка также будет создавать определенные сложности в процессе эксплуатации. Дополнительные усилия на педалирование, высокий уровень шума, затухание света на остановках — серьезные недостатки подобных систем.
Оптимальное решение — кислотно-свинцовые аккумуляторы. Они нетребовательны к режиму зарядки и отличаются невысокой ценой. Мотоциклетные брать не стоит — они могут потечь, как только велосипед «ляжет» на бок. Выбирать нужно герметичные батареи, которые Попутно закупаются автомобильные клеммы типа «папа».
Провода следует приобретать медные, сечением от 0,5 до 0,75 мм. Закупаются они в автомобильном магазине. Понадобится и катушка изоленты — чтобы крепить провода к раме.
Из электротехнических устройств нужен агрегат, способный включать/выключать фары. Хорошо подойдет железный тумблер, выдерживающий 30 ампер. Если использовать мотоциклетные переключатели, появится слишком много проводов. Потребуется и установка предохранителя. Стандартные автомобильные клеммы станут отличными соединительными элементами, а колпачки защитят их от внешнего воздействия. Для аккумулятора нужно подготовить подрамную сумку.

Схема соединения электросети

В процессе монтажа понадобится дрель, сверла, зачищалка, обжим и ножницы для изоленты.
Монтаж начинается с установки фары. Она крепится на подставку под катафот с помощью кронштейна. Задний габарит надежно крепится на пруток багажника или под седло.

Схема проводки довольно проста:

от минусовой клеммы аккумулятора провода идут выключателю массы и выводятся на раму велосипеда;
от плюсовой клеммы — к гнезду предохранителя и на распределительную клемму;
от распределительной клеммы — на задний габарит и переднюю фару.
Такая схема является необходимым минимумом. Основное правило — ничего не подключать в обход предохранителя, а также выключателя массы. Режимы дальнего/ближнего света оборудуются путем включения-выключения дополнительного светодиода фары.
Теперь стоит определить положение аккумулятора, места монтажа габарита и фары. В зависимости от их положения отрезаются провода нужной длины. Они должны быть незаметны, не висеть, мешая движению педалей. Контактные пары нужно соединять с осторожностью — при неправильном подключении диоды придется покупать новые.
При правильном монтаже конструкции могут возникнуть лишь незначительные проблемы, связанные с техническим несовершенством креплений и соединений.

Светодиоды

Если велосипед в ночное время используется нечасто, установка аккумулятора будет нецелесообразна. На малых скоростях при питании фары от динамо-генератора дорога будет освещена недостаточно, а постоянно разгоняться не получится, учитывая качество дорог и нестабильность уровня яркости ламп.
Существует еще один простой и доступный способ экономии электроэнергии автономной системы при достаточно высокой эффективности осветительных приборов. При использовании динамо-машины лампы накаливания в фаре нужно заменить на простые светодиоды. Однако им для питание понадобится постоянное напряжение, поэтому для создания стабильно работающей системы нужны фильтр и выпрямитель.
Для питания светодиодов существуют специальные драйвера. Их можно заменить простым стабилизатором тока на основе микросхемы LM317. Генератор с напряжением 12В может выдавать 0,5 ампер тока. Для питания заднего габарита нужно 2,5В, присутствующих на втором контакте.
Выпрямление переменного напряжения 12В при помощи диодного моста на конденсаторе фильтра дает постоянное напряжение 16,9В. В зависимости от скорости езды напряжение будет сильно варьироваться.
Чтобы фара светил нормально даже на малых скоростях, следует принять расчетное значение за 12В. При рабочем напряжении одного светодиода в 3,5В последовательное соединение дает 6,4В. На токозадающий резистр падает 1,5В. В сумме получается 7,65В. На микросхеме -стабилизаторе будет оставшееся напряжение (12-7,65), равное 4,35В. Микросхема устанавливается на радиатор, расположенный внутри корпуса фары. Наиболее эффективно отводить тепло будет медь.
Каждый стабилизатор нужно монтировать в корпусе фонаря. Чем больше будет емкость электролитного конденсатора-фильтра, тем стабильнее будет светить фара на небольшой скорости.
В результате испытаний такое освещение выдает стабильную яркость фонаря уже при 8 км/ч. При повышении скорости она остается прежней. Это дает о себе знать стабилизатор.

Самодельная электросистема на велосипед

Комбинированный вариант

В мокрую погоду рабочее колесо генератора может проскальзывать. Это может сказаться на безопасности велосипедиста, ведь освещение практически пропадает. Аккумулятор 12В способен стать хорошей альтернативой динамо-генераьтору. Также оптимальным решением будет комбинированный вариант. В этом случае нужно поставить реле «аккумулятор-генератор».
Главное — хорошо видеть дорогу впереди и быть заметным для других участников движения. А с этой целью при правильном монтаже всех деталей светодиоды отлично справляются.

Подключение прицепа

Автомобильный прицеп очень важен при транспортировке крупногабаритных грузов. Его стабильную бесперебойную работу можно обеспечить при помощи правильной установки фонарей. От этого зависит, прежде всего, безопасность на дороге. Наиболее востребованы семиконтактные разъемы. Заранее приобретаются необходимыми деталями являются розетка и вилка, комплект крепления, кабель питания.
Российская схема выглядит следующим образом:

  • 1 контакт — это левый поворотник (желтый);
  • 2 контакт — относится к противотуманному фонарю;
  • 3 выводит на массу;
  • 4 контакт — это правый поворотник;
  • 5 — резерв;
  • 6 контакт выходит на стоп-сигнал;
  • 7 отвечает за габариты.

При выборе розетки особое внимание обращается на ее внешний вид. С внутренней стороны обязательно должен быть уплотнитель. Он обеспечивает гидроизоляцию.
Если автомобиль-тягач имеет светодиодные фонари, следует установить блок реле и протянуть силовой кабель. Он должен быть многожильным и иметь размер сечения больше 1,5 мм. Если автомобиль недорогой, подключиться можно врезкой через задние фонари. Розетка крепится к кронштейну на фаркопе.
Чтобы грамотно установить систему освещения на прицеп или велосипед, не нужно покупать дорогостоящие приборы. Можно обойтись конструкциями, собранными самостоятельно. Главное — соблюдать элементарную технику безопасности.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Электронщик. Ярчайший ресурс в Рунете связанный с автоматикой и электротехникой

Использование материалов сайта возможно при наличии активной ссылки на первоисточник. Связь с редакцией сайта:e-mail: bylira3@gmail.com |