Ни один блок питания не может исправно функционировать без диодного (выпрямительного) моста. Основное его назначение — преобразование многофазного переменного тока в однонаправленный пульсирующий (постоянный).
Есть два типа мостов. Первый состоит из не взаимосвязанных диодов. Чтобы удостовериться в его целостности, необходимо знать, что каждый из компонентов (коих должно быть не менее четырёх) исправен. То есть и проверять в данном случае нужно не весь выпрямитель, а только отдельные диоды.
Исследование исправности диода
Поломка полупроводника может быть обусловлена двумя причинами:
— Обрыв контактов;
— Пробои.
Эти дисфункции легко выявить при наличии мультиметра. Если вы берётесь за диагностику диода, то необходимо помнить, что у него односторонняя проводимость. То есть, при соединении концов диода с щупами мультиметра и последующей перемене полюсов подключения щупов, должно быть очевидно, что в одну сторону ток проводится (показания по падению напряжения для кремниевых полупроводников от 400 до 800, для германиевых от 250 до 500), а в другую — нет (показания равны 1). Если проводимости нет вообще, то это обрыв, а в случаях двусторонней проводимости диагностируют пробой.
*Обратите внимание: При проверке показаний мультиметра нужно быть аккуратным и не прикасаться руками к обоим полюсам диода сразу, поскольку тогда существует риск измерить проводимость собственных пальцев, а это лишнее. Кроме того, при напряжении менее 0,5В диод практически не обладает проводимостью, а значит необходимо использовать мультиметр с достаточно высокой подачей напряжения. Проверить действие прибора можно на заведомо исправном полупроводнике.
Диагностика диодного моста
Приступая к проверке диодного моста необходимо учитывать, что он выстроен из двух «положительных» и двух «отрицательных» элементов, обе эти группы являются разнонаправленными. Поэтому здесь в отличие от обычного диода проводимость диагностируется не между «+» и «-», а между полюсом помеченным аналогично плюсом (положительное напряжение) и полюсом с волнистой линией (переменное напряжение). То же самое касается и диодов с отрицательным напряжением.
Для диагностики диодного моста, представляющего собой диоды запаянные в один корпус необходимо точно знать схему его сборки, чтобы точно представлять где расположены входы и выходы с положительным и отрицательным напряжением.
Это особенно важно, если в отсутствии мультиметра придётся пользоваться вольтметром, подающим напряжение на вход и снимающим данные на выходе выпрямителя. Сняв данные для положительного выхода, нужно проверить отрицательный и если показания совпадут, то всё в порядке.
Проверка диодного моста в генераторе
Генератор отвечает за энергообеспечение всего механизма. Любая неисправность в его работе гарантирует возникновение дополнительных проблем. Одной из основных причин нарушения функциональности генератора становится именно сбой работы выпрямительного блока. Обычно причиной повреждения находящихся в нём диодов является самая обыкновенная повышенная влажность. Один из основных (хотя и не сильно показательных) симптомов этого является быстрая и учащённая разрядка аккумулятора. Хотя этот показатель чаще воспринимают как повод к замене этой детали.
В отличие от стандартной комплектации выпрямитель генератора включает в себя 3 «положительных» и 3 «отрицательных» полупроводниковых диода. Чтобы проверить их рабочее состояние есть два способа: полностью отсоединить генератор или оставить его на месте.
В случае, если генератор не изымается, то в первую очередь должна быть отключена клемма «масса» на аккумуляторе, а с генератора и регулятора напряжения требуется снять все провода. Дальнейшая диагностика мало чем отличается от стандартного способа, но конечно имеет свои тонкости.
В первую очередь производится проверка на «обрыв». Для этого мультиметр переключается в режим омметра. Щуп красного цвета (положительный) подсоединяется к плюсовому контакту (вывод «30»), чёрный к поверхности генератора. При напряжении исчисляемом в небольшом количестве Ом можно диагностировать неисправность моста.
Возможность пробоя выявляется если закрепить положительный щуп на «30», а отрицательный на скобах выпрямителя. Если показания по сопротивлению не стремятся к бесконечности, то можно говорить о наличии пробоя.
Таковы основные методы определения целостности диодного моста.
Пишите комментарии, дополнения к статье, может я что-то пропустил. Загляните на карту сайта, буду рад если вы найдете на моем сайте еще что-нибудь полезное.
Классная статья, спасибо.
Спасибо большое) Очень полезная информация.