Частотное регулирование пуска асинхронных электродвигателей построено на использовании преобразователя частоты, способного выполнить функцию устройства, регулирующего скорость вращения электрической машины.
Рис. №1. Преобразователь частоты.
Преимущества частотного регулирования
С помощью метода частного регулирования получают:
- оптимально удобное изменение частоты вращения электрического двигателя в процессах и технологиях, которые никогда ранее не регулировались;
- управление скоростью работы электрическими машинами в синхронном режиме, от одной частотной установки;
- использование частотных регуляторов позволяет перейти с машин постоянного тока на асинхронные двигатели, это дает возможность понизить эксплуатационные расходы;
- частотный преобразователь позволяет придерживаться строго заданных технологических параметров;
- благодаря устройству можно избавиться от механических узлов регулирования частоты вращения, вариаторов или ременных передач;
- с их помощью улучшается степень износоустойчивости оборудования и увеличивается его срок эксплуатации;
- точность регулирования скоростных режимов работы очень высокая, важно для устройств и механизмов, отличающихся постоянным моментом нагрузки;
- использования частотного регулирования повышает эффективность электрооборудования и обеспечивает энергосбережение;
Весь принцип работы частотного регулирования построен на использовании синхронных и асинхронных машин и преобразующего частоту устройства. Статическое электронное устройство, каким является электронный преобразователь частоты, управляет процессом работы двигателя, формируя на выходе напряжение, обладающее переменной частотой и амплитудой. Преобразователь меняет частоту питающего напряжения, скорость двигателя соответственно изменяется.
Работа преобразователя осуществляется за счет использования полупроводниковых приборов – силовых тиристоров и транзисторов IGBT (биполярные устройства с изолированным затвором).
Рис.№2. Внешний вид преобразователей частоты в диапазоне мощностей от 0,75кВ.
Способы управления
Частота вращения ротора короткозамкнутых двигателей находится в прямой зависимости от частоты питающего оборудование сетевого напряжения. Это главное от чего зависит метод частотной регулировки. Изменяя величину частоты, на входе двигателя, изменяется скорость вращения его вала.
Управление скоростью может быть скалярным или векторным.
Векторное управление
Векторное управление включает метод управления потокосцепления (бессенсорный способ) и метод регулирования фазы статорного тока и фазы магнитного поля в зависимости от вращения ротора. Осуществляется с помощью датчиков позиционирования (обратной связи скорости) или за счет интегральных схем ASIC. Преобразователь на их основе создает образ двигателя, за счет математического моделирования, задает тепловые характеристики двигателя при разных режимах работы. Диапазон управления при векторном способе существенно увеличивается, параметры точности и быстродействия повышаются. Векторное управление считается методом широтно-импульсной модуляции.
Рис. №3. График выходного напряжения инвертора с ШИМ (широтно-импульсной модуляцией).
С помощью векторного регулирования осуществляется точность регулирования по скорости до сотых долей процента, а точность в зависимости от момента в единицы процентов.
Скалярное управление
При скалярном регулировании изменяется амплитуда и частота напряжения питания оборудования. Когда изменяется частота напряжения и происходит отклонение диаграммы величин моментов пуска и максимального, двигателя, изменение КПД и коэффициента мощности, для соответствия рабочим характеристикам оборудования, необходимо изменять и амплитуду напряжения. Амплитудное управление состоит из трех основных частей: выпрямитель управления, фильтр и инвертор независимого типа в виде реверсивного переключателя, он обладает автономной установкой и служит устройством, формирующим разнополярные импульсы.
Рис. .№4. График переходных процессов в скалярной системе регулирования.
В настоящее время работают преобразователи частоты со скалярным управлением, в которых сохраняется неизменным отношение максимального момента электрического двигателя к моменту сопротивления на ее валу. Этот показатель свидетельствует о перегрузочной способности двигателя, определяет характер нагрузки всей машины.
Для увеличения пускового момента при уменьшении максимального момента двигателя увеличивают значение напряжения.
Одно из главных преимуществ скалярного метода может считаться способность управлять несколькими агрегатами.
Что такое преобразователь частоты
Устройство, которое служит для изменения значения токов и нагрузки и напряжения в соответствии одной частоты в другое значение этих величин другого частотного значения. Диапазон регулирования включает самые широкие границы величины частоты.
Преобразователь частоты включает в свою конструкцию два основных блока, являющиеся управляющей и силовой частью.
Тиристоры и транзисторы, представляющие собой электронный ключ, составляют силовую часть. Цифровые микропроцессоры относятся к управляющей части, управляют силовой частью и служат для организации контроля, диагностики и защитных функций.
Существует два типа преобразователей, их конструктивные особенности зависят от структуры построения работы силовой части.
- Преобразователи частоты, в которых главным считается явно выраженное звено постоянного тока.
- Устройство с непосредственной связью без использования промежуточного звена.
Устройства с непосредственной связью работает на не запираемых тиристорах. Обмотки статора двигателя поочередно подключаются с помощью групп тиристоров. Система управления имеет существенный недостаток, который подразумевает наличие сложной системы управления. «Резанная» или «пилообразная» синусоида создает большие потери энергии в двигателе, происходит это за счет высших гармоник, являющихся следствием сильных помех в сети. Для повышения качества электрической энергии потребители вынуждены использовать компенсирующие устройства, которые отличает высокая стоимость.
Рис. № 5. Схема преобразователя с непосредственной связью.
К достоинствам преобразователей с непосредственной связью относятся:
- Высокий КПД.
- Обладание способностью работать с большими напряжениями и токами, разрешающими использовать их с высоковольтным оборудованием.
- Стоимость самого преобразователя отличается невысокой ценой, хотя сопутствующее оборудование стоит очень дорого.
Устройство с явно выраженным звеном постоянного тока отличают двойное преобразование энергии – это сглаживание синусоиды напряжения в фильтре и выпрямление в выпрямителе, после чего оно снова преобразуется инвертором в переменное напряжение изменяемой частоты и амплитуды напряжения.
Рис. № 6. Схема преобразователя с явно выраженным звеном постоянного тока.
Автономные инверторы формируют синусоидальное напряжение переменного тока. Основу устройства составляют запираемые транзисторы GTO моделей IGCT и другие, а также биполярные модели IGBT, обладающие запираемым затвором. Они работают с током и напряжением больших величин в течении длительного времени и под большой нагрузкой, способны выдержать значительные импульсные воздействия.
Рис №7 . Схема инверторного преобразователя, состоящего из: 1 – выпрямитель неуправляемого или управляемого типа; 2 – фильтра для сглаживания пульсаций выпрямленного напряжения, вместе с выпрямителем он является звеном постоянного тока; 3 – импульсного инвертора; 4 – фильтр для сглаживания пульсаций на выходе из устройства.
Особенно велико участие инверторов в высоковольтном приводе мощностью до десятков мегаватт, где значение выходного напряжения составит 3 – 10кВ и выше.
Тип преобразователей на тиристорах IGBT имеет ряд существенных преимуществ – это:
- Полная управляемость.
- Неэнергоемкая и простая схема управления.
- Границы регулирования частоты самые высокие.
- Возможность работать на невысоких скоростях без использования датчика обратной связи.
- Комбинация устройства с микропроцессорами управления способствуют понижению уровня высших гармоник и предотвращает появление потерь в обмотках электродвигателя.
- Способствует снижению нагрева статора и уменьшает пульсацию момента, предотвращает явление называемое «шагание» ротора двигателя в районе малых частот.
- Понижает потери в магнитопроводе трансформатора в конденсаторах.
- Повышает долговечность оборудования и увеличивает длительность эксплуатации проводов на ВЛ.
- Уменьшает число ложных срабатываний защит и снижает погрешности измерительных индукционных приборов.
- Благодаря модульной структуре повышается надежность устройства, и уменьшаются его габаритные размеры.
- Обладают стойкостью к броскам тока и перенапряжениям.
Современные преобразователи частоты стоят немалые деньги, но их окупаемость, происходит за время менее 2 лет, используя преобразователь частоты существует реальная возможность добиться существенной экономии энергоресурсов и увеличить время эксплуатации всего оборудования.
Пишите комментарии,дополнения к статье, может я что-то пропустил. Загляните на карту сайта, буду рад если вы найдете на моем сайте еще что-нибудь полезное.