Аккумуляторная батарея является одним из самых важных элементов в электрическом оборудовании современного автомобиля. АКБ – это химический источник энергии, который состоит из батареи и подключённых к ней аккумуляторов.
Устройство АКБ
Конструкция аккумуляторной батареи представляет собой ёмкость, наполненную электролитом. Внутри находятся электроды (пластины, собранные в пакете), которые могут быть выполнены из разных материалов, иметь разный заряд полярности (зависит от вида батареи).
Автомобильный аккумулятор состоит из множества элементов, основные из них следующие:
- Заливные пробки – располагаются на корпусе, их количество равно количеству банок в АКБ. Предназначены для заливки дистиллированной воды.
- Сепараторы – изготавливаются из нейтрального пластика, разделённого положительными и отрицательными электродами. Для некоторых моделей применяется микроволокно.
- Клеммы – делаются из свинца к ним примыкают контакты.
- Электролит – концентрация дистиллированной воды и серной кислоты в пропорции 65 на 35. От показателей плотности электролита зависит устойчивость батареи к морозам.
Корпус выполнен из материала, устойчивого к воздействию кислоты. Электроды изготовлены из свинца, разбавленного присадками (чтобы батарея быстро не разряжалась). Также, может использоваться кальций, который позволяет уменьшить процесс сульфатации.
Принцип работы
В процессе работы между электролитом и пластинами производится непрерывная электромеханическая реакция. При зарядке электрическая энергия преобразуется в химическую, а при разрядке наоборот. Данный процесс предполагает образование сульфата свинца, что называется сульфатацией.
Работа АКБ основана на цикле заряд-разряд. В случае полной разрядке аккумулятора, есть вероятность необратимости процесса. По этой причине важно следить за уровнем заряда АКБ.
Типы аккумуляторов
- Сурьмянистые – пластины сурьмянистых аккумуляторов содержат свыше 5 % сурьмы. Данные батареи считаются устаревшими, так как сейчас преимущественно используются АКБ с меньшим содержанием сурьмы.
- Малосурьмянистые – пластины изготавливаются из свинца без добавления добавок. Это бюджетный вариант, широко распространённый на рынке АКБ. Данные аккумуляторы нуждаются в регулярном обслуживании, так как в процессе эксплуатации немного теряется вода из электролита.
- Кальциевые – использование кальция в пластинах повышает их прочность, а следовательно, снижает потерю воды. Также, в кальциевых батареях пониженная интенсивность электролитных явлений, поэтому их называют необслуживаемыми.
- Гибридные – в таким аккумуляторах используются положительные сурьмянистые батареи и кальциевые отрицательные. В некоторые АКБ добавляется серебро, чтобы аккумулировать свойства обоих видов батарей. Среди особенностей таких моделей стоит выделить повышенную устойчивость к глубоким разрядам.
- Гелевые – в данных батареях используется киселеобразный электролит. Такой состав отличается экологичностью, так как лишен опасных для окружающей среды свойств текучести.
На рынке представлены также и некоторые другие виды аккумуляторов. Производители АКБ продолжают вести работу по усовершенствованию моделей, а именно увеличению их ёмкости, технологических свойств, повышению экологичности и безопасности.